История японского компьютера MSX, или первая попытка стандартизировать домашние ПК

История японского компьютера MSX, или первая попытка стандартизировать домашние ПК

История японского компьютера MSX, или первая попытка стандартизировать домашние ПК

Сорок лет назад, в конце июня 1983 года, в Японии представили домашний компьютер MSX. Сегодня эта платформа почти забыта, хотя в свое время она успела завоевать популярность в Японии и в некоторых других странах Азии, а также Южной Америки и Европы. От своих многочисленных, на то время, коллег и соперников этот ПК отличался оригинальным стремлением его разработчиков создать своего рода «эталон» — унифицировать весь зоопарк несовместимых друг с другом платформ, предлагавшихся в то время непрофессиональному пользователю, на основе одного аппаратного стандарта. Затея эта в конечном счете не оправдалась — и ныне считается одним из провалов истории индустрии вообще и Microsoft в частности. Однако судьба этого компьютера интересна и вполне заслуживает отдельного рассказа, касающегося также и некоторых страниц истории становления японской индустрии персональных компьютеров.

Автор идеи MSX вовсе не сама Microsoft, а японский предприниматель Кадзухико Ниси (西 和彦, Nishi Kazuhiko), известный также под квазизападным псевдонимом «Кэй». Он родился в 1956 году в городе Кобе, в семье владельцев частной школы. Вопреки многим традициям своей страны, Ниси не только не последовал по стопам родителей, но еще и бросил учебу на факультете машиностроения престижного университета Васэда, заинтересовавшись на втором курсе компьютерами — и заделавшись в итоге автором и редактором пионерского японского журнала, посвященного этим новомодным устройствам.

Первый номер издания с лаконичным заголовком «I/O» вышел в ноябре 1976 года тиражом 3000 экземпляров. К тому времени промышленность Страны восходящего солнца давно уже стала превращаться в одну из передовых в мире и не слишком сильно отставала от США: начало японской компьютерной индустрии было положено появившимся в том же году ТК-80 от Nippon Electric Company (NEC).

По легенде, разработчик этого устройства Томио Гото вдохновлялся фотоснимком американского аналога — KIM-1 авторства Чака Педдла. ТК-80 — две буквы означали сокращение от «Training Kit» — представлял собой полноценный компьютер лишь весьма условно: пользователю предлагался набор для самостоятельной сборки, после обработки паяльником превращавшийся в «процессор на плате», оснащенный мини-дисплеем и клавиатурой с шестнадцатеричными символами и пригодный разве что для первого учебного знакомства с подобного рода техникой.

Цифра в названии отсылала к используемому ЦПУ — μPD8080A, аналогу Intel 8080 собственного производства NEC. Блок питания на необходимые 5 и 12 вольт в комплект не входил, а в память емкостью 512 байт вмещались всего лишь около пятисот символов.

ТК-80 поступил в продажу 3 августа 1976 года по цене в 88,5 тыс. иен — примерно 295 долларов в ценах 1976 года (или почти 1600 в 2023 году с учетом инфляции). Напомним, что появившийся тогда же KIM-1 стоил несколько дешевле, 245 долларов.

К большому удивлению самих разработчиков, было продано около 70 тысяч экземпляров этого устройства, ставшего первой ласточкой японской компьютерной промышленности и привлекшего к ней внимание относительно широкого круга энтузиастов.

TK-80: «тренировочный набор» для знакомства с микропроцессорными устройствами. Источник

Середину апреля 1977 года и Кадзухико Ниси, и создатель TK-80 Томио Гото провели в США — на компьютерной выставке в Сан-Франциско, самым наглядным образом продемонстрировавшей начало «революции» домашних ПК, начавшейся как раз в это время. Именно там представили Apple II, да и на уже анонсированный ранее Commodore PET тоже можно было полюбоваться вблизи.

Оба японца были впечатлены, особенно наметившимся отставанием их страны от Америки. Ниси пришел к выводу, что в Японии TK-80 пусть и произвел своего рода «бум», однако оставался делом немногочисленных любителей-энтузиастов, практически игрушкой. Тогда как в США ЭВМ нового типа становятся по-настоящему персональными, и могут быть использованы самым широким кругом пользователей для серьезной работы.

Вернувшись домой, Кадзухико, основываясь на своем первом писательско-редакторском опыте (в «I/O» ему принадлежала серия статей о только-только зарождавшихся на то время компьютерных играх), занял денег у своей бабушки и вместе с двумя друзьями основал компанию ASCII.

Первым ее начинанием стал, разумеется, запуск одноименного компьютерного журнала. Вышедший в июле тиражом в 5000 экземпляров пилотный номер начинался с редакционной статьи, в которой излагались впечатления Ниси от заокеанской поездки. Эпоха недолгого существования компьютеров в качестве хобби провозглашалась завершенной, а в будущем им предрекалась роль привычных бытовых устройств, подобных радио или телевидению. Но, в отличие от них, основанных на диалоге и коммуникациях, а не на передаче информации в одностороннем порядке. Кстати сказать, темой всего номера стало цифровое распознавание голоса — ещё одна идея, отсылавшая скорее к будущему, нежели к реалиям 1970-х.